Фамилия возникла в семинариях, где для воспитанников, имевших, по мнению руководства, слишком простые, приземленные фамилии, сочинялись новые. Часто за основу брали Библию (заодно происходил и учебный процесс). Так, маккавеи – одно из израильских племен, упоминающееся в Ветхом Завете, оказалось воплощенным в фамилиях Макавеев, Маккавеев, Маккавейский.
Поскольку произносить малознакомое слово было достаточно трудно, в народе маккавей тут же переиначили на макавей. В конце августа, когда собирали урожай мака и веяли его, отмечался праздник с таким названием. Фамилии Макасеев, Маковеев, Маковейцын, Маковский зародились в связи с этим действом.
Близки по смыслу фамилии Макогонин, Макогонов – их получили наследники тех, кто когда-то звался макогоном, поскольку после провеивания мака начинал гнать из него масло.
В дохристианское время бытовали имена-прозвища Майка, Майко с разными значениями. Маяться – глагол и нынче известный. В старину было и слово маять – ‘мучить, истязать, истомлять’. Вполне возможно, что исстрадавшаяся во время родов мать давала малышу имя Майко. Или его так называли, потому что родился в мае. Мог получить подобное имя-прозвище и взрослый, коли не складывалась жизнь. Например, майко в рязанских говорах – ‘горемыка’.
Встречается в диалектах и слово майкать – ‘мелькать, мельтешить’. В таком случае то же прозвище, а потом и фамилии Майкин, Майков
Мазуренко, Мазурин, Мазурников, Мазурвецкий, Мазуркевич, Мазуровский, Мазурок, Мазурук, Мазуров, Мазур. Вроде бы все эти фамилии одного корня, однако не все так просто. Всем знакомая мазурка (если не сами танцевали, то видели в кино) – это народная пляска мазуров, мазовецких поляков. Поэтому фамилия Мазуров, без сомнения, западного происхождения, не случайно она часто встречается в Белоруссии. А вот мазурик (в новгородских местах говорят мазурник, мазурин) скорее от мазуля, т.е. замарашка, оборванец. В городах мазуриками называют карманных воров. Кроме того, в отдельных говорах мазур – штукатур, обмазывающий хаты глиной, известью, так что возможно и профессиональное происхождение части вышеназванных фамилий.
По знаменитой «Арифметике» Леонтия Магницкого (1669-1739) училось не одно поколение русских людей. Настоящая фамилия математика – Теляшин. Когда он поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию, то стал Магницким. Вероятно, именно там его простоватая фамилия была заменена на более звучную, образованную от латинского magnus, что значит ‘большой, великий’. Что ж, свою новую фамилию он вполне оправдал.
Нашумевшая в середине 1990-х годов фамилия Мавроди, как и Мавродиев, Мавродин – от старинного имени Мавродий, заимствованного славянами у греков. Мавр по-гречески – ‘темный, черный’. К сожалению, через века фамилия в одном конкретном случае проявила свой первозданный смысл.
Ляпать, ляпывать, ляпнуть – не только сболтнуть что-нибудь невпопад или сгоряча, но шлепнуть, хлопнуть, ударить; и еще – делать что-то аляповато, грубо. «Что ляпаешь? – А вот сляпал сапог!». Ляпуном повсеместно называли плохого рисовальщика, ляпухой – мокрый снег клочьями. В Архангельске ляп – это деревянная колотушка для глушения рыбы. Вот такой смысл вложен в фамилии Ляпидевский, Ляпин, Ляпишев, Ляпунов, Ляпушкин.
В старину люди получали имена-прозвища, отражающие определенные черты натуры. Лют, Лютый – из их числа. Имена достаточно распространенные, поскольку они вовсе не относились к жестокосердным злыдням, наоборот, подчеркивали усердие, хорошую настырность: «Лют до работы», – говорили. Фамилии Лютецкий, Лютихин, Лютич, Люткин, Лютов, Лютый, Лютых, Лютягин из этого же гнезда.
Лютин и Лютиков, сходные по звучанию, могли иметь и другой источник. Их предки возможно, были знахарями, врачевателями, пользовались травами: в семействе лютиковых около 2000 видов.
Эта фамилия напрямую связана со старинным русским именем Любим, встречавшимся еще вплоть до XIX в. (вспомним героя А.Н. Островского, которого звали Любим Торцов). Его производные уменьшительные формы Любимка, Люба дали жизнь фамилиям Любимкин, Любимский, Любимцев, Любин, Любищев, Любович, Любшин. Конечно, большинство этих фамилий можно связать и с женскими именами Любовь и Любава. Надо только иметь в виду, что имя Любовь появилось на Руси позже, как калька с греческого имени Charis, что и означало ‘любовь’. Без труда определят в своей фамилии распространенные русские имена и их ласкательные формы те, кого зовут Любавин, Любавский, Любавцев, Любанин, Любарский, Любатович, Любахин, Любашин, Любкин, Любовный, Любовцев, Любочкин, Любусин, Любутин, Любухин, Любушин, Любушкин, Любянин, Любятин, Любятинский, Любяшин.
А вот фамилия Любецкий, скорее всего, произошла от названия наследственного владения Любеч.
Весьма популярная русская фамилия: в первой сотне самых распространенных фамилий она на 77-м месте. История ее возникновения предельно ясна: имя Лев, что в переводе с греческого и есть ‘лев’ – царь зверей. Было, правда, еще и старое редкое имя Левкий (от греческого – ‘светлый, яркий, ясный’). И того, и другого в просторечии называли Лёвой. Так что, уважаемые носители «львиных» фамилий, выбирайте сами, какое значение больше подходит именно вам. Левандовский, Леваневский, Левин, Левинский, Левинсон, Левкин, Лёвкин, Левков, Левкоев, Левошин, Левский, Левухин, Левушин, Лёвушкин, Лёвшин, Левшуков, Левыкин в этом же гнезде.
Очень многозначная фамилия, также как и Лоторов, Лотырев, Лындин, Лындяев, Лытков, Лытковский, Лытнин, Лыточкин, Лытушкин, Лычев. Несмотря на разное произношение и правописание, это «родственные» фамилии.
Лытать, лыскать, лынять, лындать в псковских и тверских говорах значит ‘уклоняться от работы, слоняться без дела’. «Дела пытаешь аль от дела лытаешь?» – спрашивали в сказках у богатырей. Лотырев и Лоторов попали в эту компанию, поскольку лотырь – тот же бездельник. Фамилия Лытушкин образована от лытушник, лытушница – шатун, бродяга.
Смоляне, ярославцы, туляки лыткой называли бедро, ляжку, заднюю и переднюю свиную лопатку. Когда ребенка учили ходить, приговаривали: лыточки, лытоньки. А в восточных говорах лыды – голенастые ноги.