Алатырцев
1. Алатырь — немой, косноязычный. Алаторец и алатырец в разных говорах имеют разные, но сплошь отрицательные значения своевольный, повеса, хитрец,пройдоха.
2. Однако «алатырец» и «алаторец» может означать и жителя города Алатыря в Чувашии. В славянской мифологии известен чудесный Алатырь-камень, который лежит на о. Буяне. Этот камень упал с неба и на нем были начертаны письмена с законами бога Сварога. Из-под Алатырь-камня текут ручьи живой воды, на него садится красна девица Заря, прежде чем расстелить по небу розовую фату. В «Кратком топонимическом словаре» Никонова о городе Алатырь говориться следующее: «Алатырь -г. в Чувашской Асср, при впадении р. Алатырь в Суру. Основан в 1552 г. как рус. укрепление. В. В. Радлов предполагал в основе тюрк. ала «пестрый», тура «жилище, город» (Радлов, I, с. 351); это поддерживает М. Фасмер (Vasmer-REW, I, с. 11). Это несостоятельно, т. к. первично название не города, а реки. Мордов. форма гидронима — Раторлей. Этимология гидронима неизвестна. «Белгорюч камень Алаторь» русских былин — переделка другого названия Латорь (неизвестного происхождения) по созвучию с названием Алатырь, получившего известность после казанских походов Ивана Грозного». В славянской мифологии известен чудесный Алатырь-камень, который лежит на о. Буяне. Этот камень упал с неба и на нем были начертаны письмена с законами бога Сварога. Из-под Алатырь-камня текут ручьи живой воды, на него садится красна девица Заря, прежде чем расстелить по небу розовую фату. Возможно происхождение названий реки и города Алатырь, а также фамилии Алатырцев от древнерусского названия янтаря. «Под именем „камень-алатырь“, «латырь-камень» он [янтарь] воспет в русских народных сказаниях и былинах.» (Б. И. Сребродольский Янтарь. — М.: Наука, 1984, с. 3).
2. Однако «алатырец» и «алаторец» может означать и жителя города Алатыря в Чувашии. В славянской мифологии известен чудесный Алатырь-камень, который лежит на о. Буяне. Этот камень упал с неба и на нем были начертаны письмена с законами бога Сварога. Из-под Алатырь-камня текут ручьи живой воды, на него садится красна девица Заря, прежде чем расстелить по небу розовую фату. В «Кратком топонимическом словаре» Никонова о городе Алатырь говориться следующее: «Алатырь -г. в Чувашской Асср, при впадении р. Алатырь в Суру. Основан в 1552 г. как рус. укрепление. В. В. Радлов предполагал в основе тюрк. ала «пестрый», тура «жилище, город» (Радлов, I, с. 351); это поддерживает М. Фасмер (Vasmer-REW, I, с. 11). Это несостоятельно, т. к. первично название не города, а реки. Мордов. форма гидронима — Раторлей. Этимология гидронима неизвестна. «Белгорюч камень Алаторь» русских былин — переделка другого названия Латорь (неизвестного происхождения) по созвучию с названием Алатырь, получившего известность после казанских походов Ивана Грозного». В славянской мифологии известен чудесный Алатырь-камень, который лежит на о. Буяне. Этот камень упал с неба и на нем были начертаны письмена с законами бога Сварога. Из-под Алатырь-камня текут ручьи живой воды, на него садится красна девица Заря, прежде чем расстелить по небу розовую фату. Возможно происхождение названий реки и города Алатырь, а также фамилии Алатырцев от древнерусского названия янтаря. «Под именем „камень-алатырь“, «латырь-камень» он [янтарь] воспет в русских народных сказаниях и былинах.» (Б. И. Сребродольский Янтарь. — М.: Наука, 1984, с. 3).